Историческая справка

Ракетостроение и космонавтика


Задать вопрос
Нашли неточность - напишите нам.

Системные работы по резинотехническим изделиям для ракетной техники начали проводится в НИИРП с 1946 года в связи с поступлением в СССР образцов баллистической ракеты Vergeltungswaffe-2, более известной как Фау-2, немецкого конструктора Вернера фон Брауна. Ракета имела жидкостной ракетный двигатель на 75% этаноле и жидком кислороде и турбонасосный агрегат, для комплектации которого использовались различные уплотнительные детали. В состав комиссии по воспроизводству деталей входил сотрудник НИИРП Цыбук Б.С.

В результате работ были разработаны материалы и резинотехнические детали для первой отечественной ракеты Р-1 (8А11) или объекта «Волга» - первой крупной баллистической ракеты, созданной под руководством Сергея Павловича Королева. За основу была взята ракета A4 («Фау-2»). Некоторые резинометаллические детали пришлось позаимствовать из трофейных запасов большую материалов удалось изготовить из отечественного сырья. Резиновые смеси 9123, 9101, 9102, 9103, 9035 используются и поныне. Для изделий Р-1 (8А11) и Р-2 (8Ж38) работы по совершенствованию резин и уточнению гарантийных сроков проводились вплоть до конца 1950 годов. В работах принимали участие Новиков В.И., Дайховская Ф.И., Цыбук Б.С.

Проводятся изыскание бензостойких клеев для крепления резин к металлической армматуре баков для обеспечения длительной эксплуатациив том числе при воздействии жидкого кислорода, 80% перекиси водорода. Разрабатываются резино-металлические клапана. V-образные манжеты. Проводятся работы по замене клея 101 АБ на клей «лейконат» Молотовского химзавода и Дорхимзавода им. Фрунзе (позднее НПО «Пластик»). Результаты работ использовались в составе модернизированного двигателя РД-100 с усовершенствованной пневмогидравлической системой.

В послевоенный период в институте проводились работы с конструкторскими бюро, возглавляемыми будущими академиками АН СССР, Героями Социалистического труда, среди которых: Глушко В.П., Пилюгин Н.А., Рязанский М.С., Кузнецов В.И., Бармин В.П.

В 1947 г. начались работы по деталям для двигателей большой тяги, специально спроектированным под использование керосина вместо этилового спирта. Уплотнения (манжеты), входящие в комплект насосов однокамерного двигателя РД-110 (8Д55) для баллистической ракеты Р-3, обеспечивали герметичность при скорости вращения до 7000 об/мин, давлении 2,5 атм., при воздействии газообразного кислорода и температуры до +200 °C . В работах принимали участие Явич А.А., Фурман П.Ю., Демидович В.Е., Лебедева А.А. Кузьминский А.С.

С 1949 года проводились работы по деталям для баллистических ракет на высококипящих компонентах топлива, освобождающих ракетную технику от недостатков низкокипящего жидкого кислорода. Была доказана возможность создания РТИ для компактных баллистических ракет с высококипящим окислителем – смесью азотной кислоты с окислами азота (АК-20) и горючим ТГ-02 (топливо ГИПХ), или керосином.

В 1951 году ведутся работы в интересах НИИ-88 и ОКБ-456 по разработке рукавов для горючего ТГ-02 (Резников Д.Б., Шнайдер Э.И., Винарова Б.М.).

К октябрю 1951г. закончены работы по деталям для двигателя РД-103 ракеты Р-5 (8А62) в конструкции которой несущими были сделаны бак горючего и бак окислителя. Это были уже полностью отечественные разработки, а не копии ФАУ-2.

В связи с получением нового задания, проверялось действие горючего ТМ-114 (полученное из НИИ-94) на резины. Для рукавов применялись образцы пленки НИИЭЗ им. Фрунзе, образцы пленки совамид-2 (НИИ-5) – аналога зарубежной пленки лиафоль. Изготавливаются рукава для автоцистерны 33-Н.

С апреля 1953 проводятся летные испытания испытания экспериментального варианта ракеты Р-11 (8А61). В качестве горючего был использован керосин Т-1.

К июню 1956 года закончены работы по деталям для ракетного комплекса Р-5М с ядерным боезарядом.

С приходом Янгеля М.К. в ОКБ-586 в г. Днепропетровске при активной поддержке Министерства обороны началась разработка семейства стратегических баллистических ракет для средних и межконтинентальных дальностей. Первой в этом семействе стала ракета Р-12, содержащая резинотехнические детали, предназначенные для использования в среде высококипящих компонентов топлива. Первый испытательный пуск состоялся 12 июня 1957 г. на полигоне Капустин Яр. 4 марта 1959 г. ракету Р-12 приняли на вооружение с открытым наземным стартом. В качестве топлива использовались АК-27И (смесь 73 % азотной кислоты с 27 % тетраоксида азота) и керосин марки ТМ-185. Для самовоспламенения использовалось топливо ТГ-02 (в малом количестве) как пусковое горючее. Двигатель ракеты был разработан в ОКБ-456 под руководством Глушко В.П. Резиновые детали НИИРП обеспечивали заправку ракеты компонентами топлива перед стартом и возможность нахождения в заправленном состоянии ракеты в течение месяца.

С февраля 1953 года по теме Т-1 проводятся опытно-конструкторские работы по созданию деталей баллистической межконтинентальной ракеты Р-7. В ходе ее испытаний несколько модифицированными вариантами ракеты с индексом 8К71ПС 4 октября и 3 ноября 1957 г.

Резины и резинотехнические изделия НИИРП применены при запуске 4 октября 1957 года первого искусственного спутника земли ПС-1, при запуске 3 ноября 1957 второго спутника ПС-2 с живым существом на борту, Станции Луна-3, получившей первое первое изображение обратной стороны Луны.