История института

НИИРП - ВНИИЭМИ - НИИЭМИ

Наш институт имеет давнюю историю.

В1930 году был организован "Научно-исследовательский институт резиновой промышленности" — "НИИРП".
В 1989 году приказом МНХП СССР №404 от 28.07.1989 институт переименован во "Всесоюзный научно-исследовательский институт эластомерных материалов и изделий" — "ВНИИЭМИ".
В 1993 году приказом №1 от 24.11.1993 преобразован в АООТ "Научно-исследовательский институт эластомерных материалов и изделий" — АООТ "НИИЭМИ". С 1999 года — ОАО "НИИЭМИ".
С 2005 года все работы переведены в ООО "Научно-исследовательский институт эластомерных материалов и изделий" — ООО "НИИЭМИ".

30-е гг. XX века

Из самых ранних сведений об институте нам известно, что в 1928 году для технического руководства научно-исследовательскими и конструкторскими работами по созданию резинотехнических деталей был создан Научно-технический Совет резиновой промышленности. Наиболее серьезные научно-исследовательские работы были сосредоточены в специальных лабораториях каучука и резины при Московском высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана (МВТУ) и Ленинградском химико-технологическом институте (ЛХТИ). Были привлечены и другие институты - торфяной, нефтяной, прикладной минеарологии.

При Высшем Совете Народного Хозяйства учреждается Главный Комитет Резиновой Промышленности ("Резинотрест"), который является центральным органом резиновой промышленности и имеет целью организацию и развитие этой отрасли народного хозяйства. "Резинотрест" входил в Наркомат тяжелой промышленности, который в конце 30-х годов был разделен на шесть наркоматов. "Резинотрест" вошел в ведение Наркомата химической промышленности (НКХП). В НКХП были созданы двенадцать Главных Управлений, в том числе Управление резиновой промышленностью — "Главрезина".

В конце 1929 года при “Резинотресте” была создана Центральная лаборатория, которая приказом ВСНХ СССР №1204 от 13 апреля 1930 года была преобразована в Научно-исследовательский институт резиновой промышленности (НИИРП).

В первые годы работ к числу основных задач института относились разработка конструкций и технологии изготовления резиновых, резино-тканевых, резино-металлических, резино-пластмассовых изделий, установление технико-экономических показателей их производства, разработка принципов построения рецептур и конкретных рецептур резин, исследование сырья и материалов, применяемых для этих резин и изделий.

Главной проблемой, решаемой в предвоенные годы сотрудниками института и заводов резиновой промышленности, было широкое внедрение в производство первого советского натрий-дивинилового каучука — СКБ. В 1930 — 1931 годах С. В. Лебедевым совместно с лабораторией завода лит. Б была разработана рецептура важнейших первых резиновых смесей и условия обработки синтетического каучука. Была доказана техническая применимость нового каучука для приготовления главнейших типов резиновых изделий — автопокрышек, галош, прорезиненной ткани, технических изделий, эбонита. Ввиду того, что полугодовалая служба изделий дала вполне удовлетворительные показатели, было решено передать освоение синтетического каучука резиновым заводам через НИИРП. Это было сделано в середине 1931 г.

В 1933 году в рамках Каракумского пробега испытывались отечественные шины из синтетического каучука новой конструкции «Сверхбаллон», разработанной в НИИРП, мягкие резервуары из прорезиненных тканей для транспортировки воды, армейское снаряжение, позволяющее поднимать воду из колодцев разных глубин. Наряду со всеми участниками автопробега сотрудники НИИРП — В.Ф. Евстратов и С.Л. Левин, были награждены грамотами ЦК профсоюзов.

Сложность применения отечественного синтетического каучука заключалась в том, что существующие рецептуры резин на основе натурального каучука и технологические приемы его переработки оказались совершенно не пригодными при внедрении СКБ. Новый каучук осваивали сразу в производстве всех видов изделий. Проводилось детальное изучение процессов пластикации, смешения и вулканизации СКБ и смесей на его основе с целью определения основных закономерностей технологического поведения (реологии), выявление оптимальных режимов обработки. Для устранения излишней липкости изготовленного каучука была предложена термообработка его острым паром, а для устранения хрящей - рафинирование. Предложено также снижение избыточного натрия в каучуке. Изучался механизм действия усиливающих наполнителей. К указанным работам был привлечен профессор, а позже академик П.А. Ребиндер.

В 1934 г. промышленность начинает выпускать синтетический хлорированный каучук — совпрен. Проводились широкие испытания механических и эластических свойств наполненных и ненаполненных резин на его основе, а также определение стойкости к растворителям и маслам.

Большое внимание в этот период уделялось изучению физико-механических и технологических свойств отечественного натурального каучука из кок-сагыза. На этот каучук возлагались большие надежды, так как развитие производства кок-сагыза в стране связывали с возможностью создания отечественной базы по выпуску натурального каучука. В дальнейшем это направление не получило развития.

В 1936 г. совместно с Проектно-исследовательским институтом неметаллической брони (ИНБ) был разработан способ протектирования топливных баков, изготовлены протектированные топливные бензобаки для самолетов И-15, Р-Z

К 1935 г. штат института состоял из 320 человек, из них инженерно-технических работников 165 человек. Основная часть института располагалась на улице Маросейка. с 1933 по 1937 год главным инженером работал Кошелев Федор Федорович.
Длительное время у НИИРПа не было своей экспериментальной базы. Опытные работы приходилось проводить главным образом, на московских заводах "Красный Богатырь" и "Каучук". В начале 1939 г. НИИРП получил свою экспериментальную базу — опытный шинный завод. Все лаборатории института были переведены на площадку завода.

В начале 30-х годов в СССР начинаются работы по созданию стратостатов для изучения стратосферы. На НИИРП возлагается задача создания его оболочки. Конструкция оболочки стратостата создавалась конструкторами и технологами НИИРПа. Изготавливалась оболочка на заводе «Каучук» в цехе № 2 на территории НИИРПа. 30 сентября 1933 г. стратостат СССР-1 совершил подъем на рекордную высоту 19 тысяч метров. В составе его экипажа, кроме командира Прокофьев Г. А. и пилота Бирнбаума Э. К., находился инженер Годунов К. Д. — создатель оболочки стратостата. За создание стратостата сотрудники института Годунов К. Д., к Кузина Е. Н. были награждены Орденом Ленина, Левитина Г. А. — Орденом Трудового Красного Знамени.

Для экспедиции Папанина И. Д. «Северный полюс» в 1937 г. НИИРП была разработана и изготовлена на заводе «Каучук» жилая палатка. Ее каркас состоял из алюминиевых труб, стены покрывались прорезиненной материей и утеплялись гагачьим пухом, пол — резиновый надувной. К палатке пристраивался тамбур, где можно было оставлять мокрую обувь и винтовки. Внутри палатки были многочисленные карманы, заменяющие чемоданы. Также были изготовлены непромокаемые баулы — очень легкие и вместительные. В создании снаряжения непосредственное участие принимали инженеры Кириллина М. М., Крюков П. И., Поляков А. Н.

В связи с широким развитием химической промышленности, выдвигаются повышенные требования к средствам индивидуальной защиты органов зрения и дыхания. Первые средства защиты — маски, разработанные с участием НИИРПа и нашедшие широкое применение в цементной, химической промышленности и лакокрасочном производстве, клеились на силуминовых формах. Метод их изготовления во многом напоминал производство клееной на колодке галоши. С 1932 г. ведется освоение формового способа изготовления масок. Наряду с освоением принципов конструирования полумасок и масок ведется поиск метода построения рабочих чертежей на формы и прессформы для выпуска изделий, обладающих сложной конфигурацией. Первая формовая лицевая часть противогаза была разработана и внедрена в 1932—1933 годах. Эти годы можно назвать началом развития нового направления в резиновой промышленности — создания средств индивидуальной защиты на индустриальной основе.

Для самолетов, летающих на Севере, в НИИРПе были разработаны (конструкторы Фомин И. В., Крюков П. И.) «антиобледенители», которые позволяли, при подаче давления в камеры из прорезиненной материи, устранять обледенение с крыльев самолета. Такими антиобледенителями был оборудован самолет АНТ-25, управляемый экипажем в составе Чкалова В. П., Белякова А. В. и Байдукова Г. Ф., который в 1937 г. совершил перелет из СССР в США через Северный полюс.

40-е гг. XX века

В 1941 г. был создан новый общесоюзный Наркомат резиновой промышленности (нарком Т.Б. Митрохин), объединивший предприятия по производству синтетического каучука, автошин, резино-технических изделий, резиновой обуви, изделий медицинского и санитарного назначения, резино-асбестовых изделий и углеродных саж и соответствующие научно-исследовательские институты.

Первоначально НИИРП проводил исследовательские работы в области шин и резинотехнических изделий (РТИ). По решению СНК и ЦК ВКП (б) от 29 марта 1941 г. из состава НИИРП’а был выведен и организован как самостоятельная научная база Институт шинной промышленности (НИИШП).

Системные работы по резинотехническим изделиям для ракетной техники начали проводится в НИИРП с 1946 года в связи с поступлением в СССР образцов баллистической ракеты Vergeltungswaffe-2, более известной как Фау-2, немецкого конструктора Вернера фон Брауна. Ракета имела жидкостной ракетный двигатель на 75% этаноле и жидком кислороде и турбонасосный агрегат, для комплектации которого использовались различные уплотнительные детали. В состав комиссии по воспроизводству деталей входил сотрудник НИИРП Цыбук Б.С.

В результате работ были разработаны материалы и резинотехнические детали для первой отечественной ракеты Р-1 (8А11) или объекта «Волга» - первой крупной баллистической ракеты, созданной под руководством Сергея Павловича Королева. За основу была взята ракета A4 («Фау-2»). Некоторые резинометаллические детали пришлось позаимствовать из трофейных запасов большую материалов удалось изготовить из отечественного сырья. Резиновые смеси 9123, 9101, 9102, 9103, 9035 используются и поныне. Для изделий Р-1 (8А11) и Р-2 (8Ж38) работы по совершенствованию резин и уточнению гарантийных сроков проводились вплоть до конца 1950 годов. В работах принимали участие Новиков В.И., Дайховская Ф.И., Цыбук Б.С.

Проводятся изыскание бензостойких клеев для крепления резин к металлической армматуре баков для обеспечения длительной эксплуатациив том числе при воздействии жидкого кислорода, 80% перекиси водорода. Разрабатываются резино-металлические клапана. V-образные манжеты. Проводятся работы по замене клея 101 АБ на клей «лейконат» Молотовского химзавода и Дорхимзавода им. Фрунзе (позднее НПО «Пластик»). Результаты работ использовались в составе модернизированного двигателя РД-100 с усовершенствованной пневмогидравлической системой.

В послевоенный период в институте проводились работы с конструкторскими бюро, возглавляемыми будущими академиками АН СССР, Героями Социалистического труда, среди которых: Глушко В.П., Пилюгин Н.А., Рязанский М.С., Кузнецов В.И., Бармин В.П.

В 1947 г. начались работы по деталям для двигателей большой тяги, специально спроектированным под использование керосина вместо этилового спирта. Уплотнения (манжеты), входящие в комплект насосов однокамерного двигателя РД-110 (8Д55) для баллистической ракеты Р-3, обеспечивали герметичность при скорости вращения до 7000 об/мин, давлении 2,5 атм., при воздействии газообразного кислорода и температуры до +200 °C . В работах принимали участие Явич А.А., Фурман П.Ю., Демидович В.Е., Лебедева А.А. Кузьминский А.С.

С 1949 года проводились работы по деталям для баллистических ракет на высококипящих компонентах топлива, освобождающих ракетную технику от недостатков низкокипящего жидкого кислорода. Была доказана возможность создания РТИ для компактных баллистических ракет с высококипящим окислителем – смесью азотной кислоты с окислами азота (АК-20) и горючим ТГ-02 (топливо ГИПХ), или керосином.

50-е гг. XX века

В 1951 году ведутся работы в интересах НИИ-88 и ОКБ-456 по разработке рукавов для горючего ТГ-02 (Резников Д.Б., Шнайдер Э.И., Винарова Б.М.).

К октябрю 1951г. закончены работы по деталям для двигателя РД-103 ракеты Р-5 (8А62) в конструкции которой несущими были сделаны бак горючего и бак окислителя. Это были уже полностью отечественные разработки, а не копии ФАУ-2.

В связи с получением нового задания, проверялось действие горючего ТМ-114 (полученное из НИИ-94) на резины. Для рукавов применялись образцы пленки НИИЭЗ им. Фрунзе, образцы пленки совамид-2 (НИИ-5) – аналога зарубежной пленки лиафоль. Изготавливаются рукава для автоцистерны 33-Н.

С апреля 1953 проводятся летные испытания испытания экспериментального варианта ракеты Р-11 (8А61). В качестве горючего был использован керосин Т-1.

К июню 1956 года закончены работы по деталям для ракетного комплекса Р-5М с ядерным боезарядом.

С приходом Янгеля М.К. в ОКБ-586 в г. Днепропетровске при активной поддержке Министерства обороны началась разработка семейства стратегических баллистических ракет для средних и межконтинентальных дальностей. Первой в этом семействе стала ракета Р-12, содержащая резинотехнические детали, предназначенные для использования в среде высококипящих компонентов топлива. Первый испытательный пуск состоялся 12 июня 1957 г. на полигоне Капустин Яр. 4 марта 1959 г. ракету Р-12 приняли на вооружение с открытым наземным стартом. В качестве топлива использовались АК-27И (смесь 73 % азотной кислоты с 27 % тетраоксида азота) и керосин марки ТМ-185. Для самовоспламенения использовалось топливо ТГ-02 (в малом количестве) как пусковое горючее. Двигатель ракеты был разработан в ОКБ-456 под руководством Глушко В.П. Резиновые детали НИИРП обеспечивали заправку ракеты компонентами топлива перед стартом и возможность нахождения в заправленном состоянии ракеты в течение месяца.

С февраля 1953 года по теме Т-1 проводятся опытно-конструкторские работы по созданию деталей баллистической межконтинентальной ракеты Р-7. В ходе ее испытаний несколько модифицированными вариантами ракеты с индексом 8К71ПС 4 октября и 3 ноября 1957 г.

Резины и резинотехнические изделия НИИРП применены при запуске 4 октября 1957 года первого искусственного спутника земли ПС-1, при запуске 3 ноября 1957 второго спутника ПС-2 с живым существом на борту, Станции Луна-3, получившей первое первое изображение обратной стороны Луны.

В разные годы институт находился в ведении:
- ВСНХ СССР (1930 - 1932);
- Наркомата тяжелой промышленности СССР (1932 - 1937);
- Наркомата машиностроения СССР (1937 - 1939);
- Наркомата-Министерства химической промышленности СССР (1939 - 1941, 1948 - 1958);
- Наркомата-Министерства резиновой промышленности СССР (1941 - 1948);
- Госкомитета Совета Министров СССР по химии (1958 - 1963);
- Госкомитета по химии при Госплане СССР (1963);
- Госкомитета химической и нефтяной промышленности при Госплане СССР (1963 - 1964);
- Госкомитета нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности при Госплане СССР (1964 - 1965);
- Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР (с 1965).

Институт имел филиалы:

  • Ленинградский (с 1958 г.) — директор Езжев А. П.
  • Свердловский (с 1958 г.) — директор Атапов А. П.
  • Волжский (с 1959 г.) — директор В. А. Швецов. Позднее переименован во Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт резиновой промышленности (ВНИКТИРП).
  • Загорский (с 1961 г.) — директор Котлярский И. М.
  • Днепропетровский (с 1966 г.) — директор Васильев Н. В.

С привлечением сотрудников института были организованы отраслевые лаборатории при заводах:

  • лаборатория в г. Белая Церковь
  • лаборатория в г. Бобруйск